Версия для печати
Пятница, 21 марта 2014 08:56

Профилактика и тушение пожаров на кораблях

Автор
Оцените материал
(6 голосов)

Сложность тушения пожара на судне в сравнении с наземным объектом заключается в ограниченности (замкнутости) пространства, наличия большой пожарной нагрузки (топливо, груз и т.д.), высокой скорости распространения горения и повышения температур, незначительном количестве подручных средств и особых условиях жизнедеятельности экипажа.

 

Организационные мероприятия по профилактике и ликвидации пожара

Основными причинами пожаров на судах являются: неосторожное обращение с огнем, нарушение правил пожарной безопасности при проведение ремонтных работ, неправильное хранение и укладка груза, невнимательность при наблюдении за условиями его транспортировки, неисправность электрооборудования, поджог. Ответственность за пожарную безопасность судна возложена на капитана, а задачи обеспечения пожарной безопасности выполняет вахтенная служба. В портах дополнительно создают пожарную вахту. В их задачи входят регулярный обход судна, проверка выполнения пожарно-профилактического режима. В случае пожара на судне возглавляет тушение возгорания капитан, под управлением которого экипаж устанавливает место и площадь пожара, выполняет эвакуацию людей, ликвидирует огонь и его последствия. В случае если судно находится в ремонте или отстое без экипажа, руководит тушением руководитель объекта, а по прибытию пожарных подразделений, старший оперативный начальник противопожарной службы берет руководство тушением на себя.

В случае обнаружения возгорания член пожарной вахты или экипажа обязан немедленно сообщить вахтенной службе через пожарный извещатель, после чего начать локализацию огня и его тушение первичными средствами тушения. На судне периодически объявляют учебную пожарную тревогу, чтобы команда умела работать с пожарным оборудованием и чётко знала порядок своих действий. Сигнал пожарной тревоги должен быть громким и слышимым для всех членов экипажа.

Профилактика пожаров

Во избежание возгорания запрещено хранить ГСМ в открытой таре, самовоспламеняющиеся и пропитанные горючими жидкостями материалы, сложенную свежепокрашенную парусину и влажные угольные мешки, пиротехнические изделия с оконченным сроком годности, а также прочие горючие жидкости и вещества вне отведённых для этого мест и хранилищ.

Особая внимательность требуется при пользовании электроприборами, которые нельзя располагать вблизи мест для хранения легковоспламеняющихся жидкостей, в т. ч. и цистерн с ГСМ и топлипровода, баллонов со сжиженными газами и двигателей, работающих по принципу внутреннего сгорания. Приборы и электрооборудование не оставляют без присмотра. На судне запрещено работать с источниками открытого огня.

Команда может курить в жилых помещениях либо на открытых палубах в кормовой части судна, в отведённых местах. Места курения оборудуют металлическими урнами и знаками с соответствующей маркировкой. На открытых палубах танкеров курение и использование открытого огня запрещены. Горящие предметы нельзя выбрасывать в иллюминатор или за борт. Трапы, выходы и прочие пути для эвакуации людей должны быть свободными, в дверях кают регулярно проверяют исправность филёнок аварийного выхода.

Огневые работы проводятся согласно разрешению или приказу капитана, в том числе газовая, плазменная резка и сварка, пайка, электросварка. При проведении работ обязательно назначают группу лиц из пожарной вахты, которая обеспечивает пожаробезопасность места работы.

На судне должны быть схемы, показывающие наиболее важные точки противопожарной защиты. В их число входят пожарные секции, сигнализация и её элементы, спринклерная установка, средства пожаротушения и вентиляционная система. Также их можно изложить в буклете, который должен быть у каждого начальника подразделения. Информация в нём предоставляется только актуальная.

Действия при тушении возгорания

При обнаружении возгорания члену экипажа следует сообщить об этом на вахту, обесточить оборудование, начать тушение огня. Если это сделать невозможно, следует покинуть помещение, задраив все входные отверстия, люки, иллюминаторы, вентиляционные ходы. В прилегающих помещениях убирают способные к воспламенению вещества и предметы, охлаждают переборку водой из пожарной магистрали. Во время эвакуации используют аварийные дыхательные устройства, способные защитить органы дыхания на протяжении минимум 10 минут. При включении звукового оповещения системы объёмного пожаротушения команда должна покинуть помещение. При объёмном пожаротушении вентиляционную систему отключают и применяют её только через 8 часов после ликвидации очага.

Действия команды при тушении пожара включают:

1) прекращение горения веществ и материалов, в том числе путём охлаждения до нижней границы температуры горения;

2) локализацию и изоляцию очага возгорания;

3) вынос пострадавших и оказание необходимой медицинской помощи, охлаждение переборок водой.

При работе в задымленных помещениях команда использует специальную одежду и изолирующие дыхательные аппараты. В жилых каютах и служебных отсеках при тушении огня двери не открывают, пожарные стволы подают через иллюминаторы или филенки. При невозможности потушить пожар в трюме применяют его затопление, учитывая остойчивость и плавучесть судна, вероятность всплытия груза в подпалубное пространство, увеличение объёма грузов. В рефрижераторном отделении выполняют аварийный выпуск аммиака или хладагента.

Снаружи огонь тушат, отведя судно в сторону от конструкций и материалов, подавая воду с наветренной стороны и сбивая мощными струями за борт горящие нефтепродукты. При стоянке судна его располагают так, чтобы пожар был с подветренной стороны, во время движения его скорость уменьшают и минимизируют степень качки. Опасные грузы подготавливают к выброске.

Во время тушения и локализации пожара готовят спасательные шлюпки, снабжая их водой, пищевыми продуктами и спасательными принадлежностями для плавания в море. Одновременно следует изменить курс судна, направив его в сторону ближайшего порта. В качестве последнего спасения судна и груза можно применить затопление судна на мелководье, защищённом от волнения, имеющее глубину, во время прилива достигающую до уровня палубы, с твёрдым песчаным дном. Это место должно располагаться вне фарватера.

Обеспечение противопожарными средствами и оборудованием

На судах устанавливают противопожарные системы и противопожарное оборудование. Ликвидация огня осуществляется снижением температуры в очаге горения, удалением окислителя и горючего вещества. Применяют затопление, покрытие очага негорючими веществами, изоляцию в окружающей среде (перекрытие задвижек, установка заглушек, гидравлических затворов), устройство разрывов и спуск горящих жидкостей из ёмкостей, использование взрывчатых веществ.

Основными остаются такие способы пожаротушения, как водотушение (компактной и распылённой струёй, спринклерными установками, дренчерными системами), паротушение (до достижения концентрации пара 35 % в атмосфере), пенотушение (химическим и воздушно-механическим пенообразователями) и углекислотное тушение (на судне монтируют углекислотные станции). При запуске пара или газа в помещение следует убедиться в отсутствии там людей.

Сухогрузы оборудуют вентиляционной системой, автоматической сигнализацией и системой тушения огня. Тушение пожара в них зависит от вида груза, его расположения, степени загрузки трюма и твиндеков. При нахождении судна непосредственно в гавани следует заранее завести проволочный трос на противопожарный мол, чтобы при возникновении пожара на пристани быстро отвести его в сторону, поскольку для запуска судовой машины требуется значительное время.

Комплексное применение вышеуказанных мер позволяет предупредить возгорание и эффективно потушить огонь на судне.

share and comment

Прочитано 6410 раз

Последнее от Администратор