Вторник, 02 декабря 2014 18:12

Уникальные способы пожаротушения с применением автотехники

Автор
Оцените материал
(26 голосов)

Современная наука пожаротушения не стоит на месте – всевозможные средства ежегодно оптимизируют процесс ликвидации возгораний с учетом современных изобретений и открытий. Мобильная пожарная техника и оборудование для нее уверенно входят в число инновационных разработок. Часто новое решение представляет собой комплекс совмещенных технических средств.

Инновационные модели на практике

Например, один из наиболее эффективных способов пожаротушения для взрыво- и пожароопасных предприятий предусматривает использование пожарных роботизированных установок, сигнализации и телевизионных установок передачи картины. Роботизированные установки монтировать можно на разнообразной пожарной технике – танках, катерах, автомобилях.

Из числа апробированных комплексов удачным считается проект, где насосно-рукавной комплекс «ШКВАЛ» оборудован лафетным стволом ЛС(Д)-В330Уш, мощностью 1,5 тыс. м3 в час. Данный водомет имеет компактные размеры, может быть подключен одним человеком, благодаря наличию телескопических механизмов. Аутригеры обеспечивают устойчивость, редукторы и дистанционные электроприводы – наведение ствола. Устройство может подавать и прямую, и расширенную струю, оперативно изменять угол подачи водяной струи благодаря шарнирно-шаровой конструкции.

Пожарные суда, на которые монтируют насосные станции с водометами, подают воду или водопенные растворы в береговую зону по проложенных рукавных линиях с суммарным расходом 600 л/с. Сюда входят модели ЛСД-С200Уш и ЛСД-С60/100У: установки работают и в 3, и в 6 стволов, подавая по 100 – 200 л/с. Наглядным примером подобного устройства является пожарная баржа КСП ПНС.

Часто возникает необходимость ликвидации возгораний в темноте. В таком случае пожарные расчеты положительно оценивают действие световой башни, которая заливает окрестности светом через мощные прожектора, размещенные на телескопических мачтах. Изменение направления света происходит путем работы гидроманипулятора. К подобной технике относится и пожарный автомобиль АСО-20, выпускаемый объединением НЕФАЗ. Его уникальность обусловлена наличием генератора для выработки электроэнергии, как действующей частью силовой установки.

Для крупных предприятий ТЭК используют пожарные пенодъемники ППП-48, которые подают пену на высоту до 48 м благодаря наличию поворотной стрелы с пеногенераторами. Подвижность стрелы идеальна для ликвидации возгораний с выбросами пламени, что характерно для ЛВЖ и газов. Дополняет ППП-48 видеокамера, благодаря которой можно уточнить координаты возгорания даже при высокой задымленности и контролировать подачу гасящего вещества.

Пожарные автомобили-новинки

Пожарный микроавтомобиль МАП создан на базе мотоколяски "Кинешма-Кросс", оснащен установкой для пожаротушения тонкораспыленной водой (обычной или с пенообразующими добавками), резервуаром объемом 100 литров. Такая установка ликвидирует возгорание на площади от 40 до 300 м2.

Аналогичные автомобили, работающие на шасси «Газель» или «ЗиЛ», оснащенные мобильными мониторами, ручными стволами, ранцевыми установками, мотопомпами, позволяют ликвидировать возгорание, подавая с расстояния 30 – 47 м водную или водопенную струю. Расход огнетушащего вещества составляет 2 – 5 л/с, но есть возможность забора воды из внешнего источника, для пополнения запасного резервуара объемом от 350 л.

Многочисленные варианты автотехники предусматривают и дифференциацию в различиях комплектации автомобилей. Так, для пожарных автоцистерн преимущественно водного тушения емкость водяного бака составляет 2 – 4,5 тыс. л, пенобака – 300 – 500 л. Если автоцистерна предназначена для пенного тушения, емкость пенобака достигает 4500 л. Отдельную категорию занимают автомобили для ликвидации возгораний при помощи порошка и аэрозолей для осаждения вредных газов.

Различия в автомобильной технике обусловливают и шасси автомобилей, на которых монтируют установки и цистерны. Пожарные цистерны, монтированные на шасси IVECO, ЗИЛ и КамАЗ с колесной формулой 4 х 2, предназначены для прохождения к обычным местам пожаров. Если же возгорания зарегистрированы в труднодоступных районах, используются автомобили разных модификаций КамАЗ и УРАЛ с колесной формулой 6 х 6, способные развивать скорость до 90 – 130 км/час в полностью снаряженном состоянии. Большинство пожарных автомобилей относятся к типу дизельных с турбонаддувом, некоторые – обычные дизельные или карбюраторного типа.

Многие спецавтомобили пожарного назначения снабжены надстройками и цистернами, изготовленными из конструкционного пластика со-полимера полипропилена с особыми характеристиками прочности и жесткости. Интегрированные конструктивные элементы из со-полимера позволяют создать множество отсеков, необходимые емкости и цистерны. Срок эксплуатации подобных надстроек достигает 40 лет. Именно благодаря применению пластиковых контейнеров и емкостей становится возможным увеличивать скорость движения пожарных автомобилей к месту возгорания.

Пожарные стволы как элемент мощного противопожарного комплекса

Для ликвидации огромных и катастрофических возгораний сейчас разрабатывают компактные высокомощные установки, базирующиеся на основе газотурбинного двигателя ГТД-350, шнекоцентробежного насоса мощностью 100 л и пожарных стволов, способных выдержать напор струи дальностью до 130 м и более. Принцип модульной компоновки позволяет эксплуатировать оборудование на шасси КАМАЗ, автоприцепах, пожарных поездах и судах, что расширяет ареал их использования для тушения пожаров высших категорий сложности.

Лафетные стволы – наиболее распространенное сейчас средство вооружения пожарных расчетов. Они могут обеспечивать удаленную подачу воды и пены, формировать компактную и распыленную струи, делать водяную завесу. Автоматические стволы имеют функции дистанционного управления или оснащены устройствами осциллирования. Управление стволами может быть автоматическим, прямо из кабины водителя, особенно если они смонтированы на бампере или крыше автомобиля. Обычно направление «водными пушками» осуществляет начальник пожарного расчета, но уточнить наведение можно и непосредственно у места, где прикреплены стволы.

В числе ствольных установок необходимо отметить изобретение В. Захматова: установку «Импульс-3М», имеющую 50 стволов. Ее можно монтировать на базе танкового шасси Т-62, Т-55 и Т-54. Подобным принципом действия отличаются и установки, оснащенные несколькими, в диапазоне от 7 до 25, стволами. Их монтируют на шасси лафетов и прицепов, создавая автоматические системы для тушения грандиозных возгораний, в том числе и техногенного характера. Принцип действия состоит в подаче огнетушащей струи в импульсном режиме целенаправленного направления или распыления.

Короткий обзор не дает возможности охватить все новинки пожарной автотехники. Важно одно – пожарная наука активно развивается, и на смену апробированным способам и установкам приходят новые, которые эффективно и быстро справляются и со средними возгораниями, и с мощными пожарами, даже катастрофической силы.

Прочитано 4485 раз

Оставить комментарий

Убедитесь, что Вы ввели всю требуемую информацию, в поля, помеченные звёздочкой (*). HTML код не допустим.