Утвержден и введен в действие

Приказом МЧС РФ

от 25 марта 2009 г. N 181

 

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ,

ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ

ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ

 

СВОД ПРАВИЛ

 

МЕСТА ДИСЛОКАЦИИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ

 

ПОРЯДОК И МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ

 

Location of fire service divisions.

Procedure and methods of determination

 

СП 11.13130.2009

 

(в ред. Изменения N 1, утв. Приказом

МЧС РФ от 09.12.2010 N 642)

 

ОКС 13.220.01;

ОКВЭД L 7523040

 

Дата введения

1 мая 2009 года

 

Предисловие

 

Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила применения сводов правил - Постановлением Правительства Российской Федерации "О порядке разработки и утверждения сводов правил" от 19 ноября 2008 г. N 858.

 

Сведения о своде правил

 

1. Разработан ФГУ ВНИИПО МЧС России.

2. Внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 274 "Пожарная безопасность".

3. Утвержден и введен в действие Приказом МЧС России от 25 марта 2009 г. N 181.

4. Зарегистрирован Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии.

5. Введен впервые.

 

Информация об изменениях к настоящему своду правил публикуется в ежегодно издаваемом указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего свода правил соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте разработчика (ФГУ ВНИИПО МЧС России) в сети Интернет.

 

1. Область применения

 

1.1. Настоящий свод правил разработан в соответствии со статьями 76 и 97 Федерального закона от 22 июля N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".

1.2. Настоящий свод правил является нормативным документом по пожарной безопасности добровольного применения и устанавливает требования пожарной безопасности к определению числа и мест дислокации подразделений пожарной охраны на территории поселений, городских округов (далее - населенных пунктов) и производственных объектов.

1.3. Настоящим сводом правил следует руководствоваться при определении числа и мест дислокации подразделений пожарной охраны, независимо от вида пожарной охраны.

1.4. Настоящий свод правил не распространяется на объекты производства, переработки, хранения радиоактивных и взрывчатых веществ и материалов, объекты уничтожения и хранения химического оружия и средств взрывания, наземные космические объекты и стартовые комплексы, горные выработки.

 

2. Термины и определения

class="eliadunit">

 

В настоящем своде правил применены следующие термины с соответствующими определениями:

2.1. Оперативное подразделение пожарной охраны: подразделение, созданное для тушения пожаров и проведения связанных с ними аварийно-спасательных работ, размещаемое в здании пожарного депо.

2.2. Дежурный караул: самостоятельное оперативное подразделение пожарной части, личный состав которого выезжает на тушение пожаров с использованием пожарной техники.

2.3. Место дислокации подразделения пожарной охраны: место на территории населенного пункта или производственного объекта, на котором следует расположить (расположено) пожарное депо.

2.4. Пожарное депо: специальное здание (сооружение), в котором размещаются личный состав и пожарная техника оперативного подразделения пожарной охраны.

2.5. Объект предполагаемого пожара: здание, сооружение, строение, технологическая установка, склады для хранения материальных ценностей под открытым небом, в которых возможно возникновение пожара.

2.6. Схема развития пожара: геометрические закономерности изменения площади пожара при горении соответствующего вида пожарной нагрузки.

2.7. Максимально допустимое расстояние: наибольшее расстояние по уличной сети дорог населенного пункта или производственного объекта от пожарного депо до объекта предполагаемого пожара, при котором гарантируется достижение соответствующей цели выезда оперативного подразделения пожарной охраны на пожар.

2.8. Пространственная зона размещения пожарного депо: часть территории населенного пункта или производственного объекта, на которой целесообразно разместить подразделение пожарной охраны (пожарное депо) для защиты одного объекта предполагаемого пожара.

2.9. Область пересечения пространственных зон размещения пожарного депо: часть территории населенного пункта или производственного объекта, на которой целесообразно разместить подразделение пожарной охраны (пожарное депо) для защиты двух и более объектов предполагаемого пожара.

2.10. Цель выезда подразделения пожарной охраны на пожар: условие тушения пожара, при выполнении которого обеспечивается предотвращение соответствующего нежелательного события на пожаре.

2.11. Время прибытия первого подразделения к месту вызова: время следования оперативного подразделения пожарной охраны от места получения сообщения о пожаре (от пожарного депо) до объекта предполагаемого пожара.

 

3. Порядок определения числа и мест дислокации

подразделений пожарной охраны

 

3.1. Определение числа и мест дислокации подразделений пожарной охраны проводится для существующих или проектируемых населенных пунктов (их микрорайонов) или производственных объектов.

3.2. Определение числа и мест дислокации подразделений пожарной охраны производится в три этапа:

- предварительный;

- проведения расчетов;

- подготовки заключения.

3.2.1. Предварительный этап подготовки к проведению расчетов по определению числа и мест дислокации подразделений пожарной охраны на территории населенных пунктов или производственных объектов предусматривает определение исполнителя, целей и условий проведения работы.

Предварительный этап переговоров проводится для определения:

- целей, задач и критериев решения задачи;

- содержания и последовательности проведения расчетов;

- объема и порядка представления исполнителю документов, необходимых для проведения расчетов;

- сроков проведения расчетов, отражаемых в календарном плане работ.

По результатам предварительного этапа работы составляется техническое задание исполнителю на осуществление работ по определению числа и мест дислокации подразделений пожарной охраны для населенных пунктов или производственных объектов.

Срок проведения работ определяется сложностью градостроительной структуры населенного пункта (для производственных объектов - сложностью его инфраструктуры) и объемом необходимых исходных данных по объектам предполагаемого пожара, но, как правило, не превышает шести месяцев с момента получения комплекта необходимых материалов и документов в полном объеме и выполнения всех иных условий проведения расчетов, определяемых техническим заданием.

Исходные данные для определения числа и мест дислокации подразделений пожарной охраны представляются:

- для населенных пунктов - органами исполнительной власти (администрацией) населенных пунктов;

- для производственных объектов - собственником(ми) объекта или лицом(ми), уполномоченным(ми) владеть, пользоваться или распоряжаться зданиями (сооружениями) производственного объекта.

3.2.2. Этап проведения расчетов включает в себя:

- анализ представленной технической и проектной документации с целью идентификации составляющих объектов предполагаемого пожара, расположенных на территории населенных пунктов или производственных объектов;

- проверку соответствия систем обеспечения пожарной безопасности объектов предполагаемого пожара в населенных пунктах или на производственных объектах установленным требованиям;

- обоснование и согласование с органами исполнительной власти населенного пункта или собственником(ми) производственного объекта целей выезда дежурного караула пожарной охраны на пожар;

- определение параметров систем противопожарной защиты объектов предполагаемого пожара;

- выбор наиболее пожароопасных объектов предполагаемого пожара в населенных пунктах или на производственных объектах;

- выбор вида горючего вещества или материала в помещении наиболее пожароопасных объектов предполагаемого пожара;

- проведение расчетов по методикам настоящего свода правил.

3.2.3. Этап подготовки заключения предусматривает формирование исполнителем отчетных материалов по результатам определения числа и мест дислокации подразделений пожарной охраны и представление необходимого количества экземпляров заключения, ранее согласованного с заказчиком.

В заключении по результатам определения числа и мест дислокации подразделений пожарной охраны приводится следующая информация:

- технико-экономические и другие характеристики населенного пункта или производственного объекта;

- наиболее пожароопасные объекты предполагаемого пожара;

- исходные данные для проведения расчетов по каждому объекту предполагаемого пожара;

- результаты расчетов по методикам, представленным в настоящем своде правил;

- возможные варианты дислокации подразделений пожарной охраны на территории населенного пункта или производственного объекта;

- цели выезда подразделений пожарной охраны на пожар для каждого объекта предполагаемого пожара, которые обеспечиваются в результате реализации предлагаемого варианта дислокации;

- предложения по минимизации числа подразделений пожарной охраны и условия для их минимизации.

Заключение о необходимом числе и местах дислокации оперативных подразделений пожарной охраны подписывается исполнителем (руководителем организации) и согласовывается с Главным управлением МЧС России по соответствующему субъекту Российской Федерации (в случаях, когда это предусматривается техническим заданием на выполнение работы).

Расчет дислокации подразделений пожарной охраны для населенных пунктов или производственных объектов, в эксплуатационной документации которых содержатся сведения, составляющие государственную тайну, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной тайне.

Посмотреть последнюю редакцию документа можно здесь