Во втором случае демпинг это уже его осознанное применение как изощренного инструмента для «высасывания» денег с заказчика. Работает так: на каком-нибудь серьезном тендере работают несколько фирм, дают более-менее похожие предложения с разбросом в цене 10-20%, что вполне объяснимо – люди работают, считают. Тут появляется еще одна контора и заявляет что выполнит работу за полцены или даже 30% от средней среди предложений других участников. Заказчик в восторге – экономия на лицо, контрагент именитый (а грешат таким подходом именно конторы крупные, давно присутствующие на рынке). Заключается договор, перечисляется предоплата и тут начинается самое интересное – «неожиданно» рождаются дополнительные соглашения к основному договору, которые выводят общую сумму затрат заказчика на реализацию данного проекта, на сумму значительно превышающую среднюю цену предложения на ранее проводимом тендере… Что в принципе ожидаемо для нас (других участников тендера) и совершенно неожиданно для заказчика.
Пишу об этом, потому что это не единичный случай а именно стратегия как минимум трех крупнейших в нашем регионе компаний, оказывающих услуги области пожарной безопасности.