Среда, 11 июня 2014 11:05

Отмена официальных предписаний по итогам проверки пожарной безопасности

Автор
Оцените материал
(14 голосов)

Проверка выполнения соблюдения требований пожарной безопасности на предприятиях и различных объектах народнохозяйственного назначения часто является не обеспечением выполнения требований нормативно-правовой базы в области пожарной безопасности, а пугающим орудием для собственников и руководителей проверяемых организаций. Поэтому владельцу или руководителю предприятия следует знать свои права и уметь их отстаивать при предъявлении неправомочных требований со стороны работников проверяющих органов надзорной деятельности МЧС (далее – органы надзора) и прочих должностных лиц.

 

Юридические аспекты проверки

Все проверки должны иметь под собой обоснование, которое обычно представляет собой распоряжение, приказ или другой документ руководителя подразделения надзорной деятельности. Его обязательно должны вручить под расписку главе проверяемого предприятия или представителю организации, уполномоченному собственником объекта (конкретно в этой сфере). После получения уведомления о проверке, при визите инспектора следует внимательно изучить и сделать ксерокопию распоряжения начальника органа пожарного надзора. Только после этого проверка может начинаться, если в документе правильно указаны данные проверяющего должностного лица.

Пожарный инспектор в первую очередь попросит предъявить необходимые внутренние документы, в число которых входят приказы о противопожарных мероприятиях, планы эвакуации, журналы инструктажей сотрудников и договора, которые были заключены с организациями и уполномоченными лицами на предмет обеспечения пожарной безопасности (в последнем случае должны быть ксерокопии их лицензий). Для того, чтобы точно знать, к какой категории по пожарной и взрывопожарной опасности относится здание или объект, следует ознакомиться с нормами, изложенными в НПБ 110-03.

Изучив документацию, отражающую фактическое состояние пожарной безопасности объекта, инспектор выполняет проверку здания, помещений, сооружений и территории на предмет соответствия размеров помещений планам эвакуации и пожарно-техническим нормам, касающиеся расположения аварийных выходов, материалов, из которых выполнены здания, наличия и комплектности противопожарного оборудования и инвентаря, информационные записи и т.д.

После проверки в течение нескольких дней составляется акт о проверке, который инспектор должен предъявить руководителю предприятия или уполномоченному лицу для ознакомления и подписания. Как правило, еще в процессе проверки инспектор задает вопросы, касающиеся особенностей организации на предприятии мер по противопожарной профилактике. В акте обязательно фиксируют возражения руководителя с чёткой аргументацией относительно некоторых технологических особенностей производства, касающихся пожарной безопасности.

В обязательном порядке после проведения проверки составляется официальный акт в двух экземплярах. При обнаружении нарушений к нему добавляется предписание об их устранении с указанием чётких сроков выполнения. Если установлен факт причинения вреда, сразу же должны быть приняты меры по прекращению его нанесения (вплоть до привлечения виновных как к административной, так и уголовной ответственности). На этом этапе инспектора требуют официальных письменных объяснений, поэтому руководитель должен минимизировать их количество ввиду того, что в дальнейшем усложнится процедура обжалования требований органов надзора.

Если предприниматель не согласен с актом и предписаниями, он имеет право в 15-дневный срок подготовить и подать возражения против них. Для того, чтобы это имело обоснованный характер, желательно приложить документацию, подтверждающую факт нарушения условий проверки инспектирующим лицом (оригиналы или нотариально заверенные копии).

Основные нарушения пожарных инспекторов

Всем главам предприятий, подлежащих проверке, следует знать, что границы требований работников органов надзора регламентируются требованиями Федерального закона № 294-ФЗ, вступившего в права 26 декабря 2008 г. Данный закон защищает права, как предпринимателей, так и юридических лиц в сфере проверки пожарной безопасности.

В число наиболее распространённых нарушений условий проверки инспекторами входят множество пунктов. Так, плановая или внеплановая пожарные проверки должны иметь обусловленные регламентирующими законодательными документами основания. Если проверка выполняется с нарушением сроков предоставления уведомления, её результаты также подлежат опротестованию. Осуществлять проверку могут только аккредитованные организации и специалисты соответствующей специализации, при условии, что они не состоят в трудовых или прочих отношениях с проверяемой организацией. При проведении внеплановой проверки выездного типа обязательно согласование с работниками прокуратуры (за исключением внеплановой проверки по исполнению предписания, и на основании распоряжения главного государственного инспектора РФ по поручению правительства РФ).

Сроки проведения проверки должны соответствовать требованиям официально регламентирующей длительности проверки, указанной в законе. Проверку должно осуществлять лицо, указанное в приказе или другом официальном документе о проведении проверки. Если главе предприятия не предоставили акт проверки, ее результаты и выводы также считаются недействительными. Плановая проверка обязательно должна быть включена в годовой план органа надзора.

Поэтому предприниматель может уже при установлении подобных нарушений, предъявить жалобу руководителю органа надзора или в вышестоящую инстанцию. Если жалоба не возымела адекватной реакции, тогда на помощь приходит законодательство РФ, позволяющее подавать жалобу в судебном порядке на условия проведения проверки, выводы в предписаниях и прочие процессуальные нарушения (даже если возбуждено дело, касающееся административного нарушения). Это право отражено в п. 4 ст. 21 Закона № 294-Ф3. Грамотно составленная жалоба позволяет отстоять свои права.

Опротестование штрафа

К примеру, для того, чтобы обжаловать значительный штраф за несоблюдение правил и норм пожарной безопасности на объекте или предприятии, следует прибегать к помощи опытного адвоката, который рассматривает аспекты проверки и подает опротестовывающий документ в арбитраж. Для этого указываются такие пункты, как нарушение сроков извещения о проверке, отсутствие при проверке полномочного представителя предприятия (для этого должна быть доверенность на осуществление именно этого типа административной деятельности), использование не действующих норм строительных параметров объекта. Используя судебную практику необходимо обратиться к Постановлению Пленума высшего арбитражного суда «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» № 10 от 02.06.2004 года, где нарушение условий проверки согласно процессуальным требованиям, и служат в конкретном случае основанием для правомочного отказа в их рассмотрении ввиду незаконности (ст. 206 и 211 АПК РФ). Согласно закону № 294-Ф3 органы государственной власти обязаны сообщать о проверке в текущем году предприятиям и организациям заблаговременно, в том числе размещая план проверок в открытом доступе в средствах массовой информации.

Если в процессе подготовки документов административного правонарушения отсутствует информация о статье Кодекса РФ, отражающей суть данного административного правонарушения, это может быть оспорено ввиду неправомочности постановления (касается денежных штрафов). Данная информация должна быть изложена непосредственно в постановляющей части акта (не только мотивационной), включая ссылку на денежный штраф, без чего суд признает наказание за админправонарушение в области обеспечения требований пожарной безопасности недействительным.

Следует помнить, что владелец объекта, даже при условии сдачи его в аренду, остается ответственным за состояние пожарной безопасности, что исключает требования, предъявленные к арендатору площадей или помещений при нарушении их норм. Исходя из договорных отношений между собственником и арендатором, определяется ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.

Тем не менее, как показывает практика, большая часть исков (свыше 75 %), касающихся опротестования выводов и предписаний работников органов надзора в отрасли соблюдения нормативных требований по пожарной безопасности, были отклонены. Поэтому для того, чтобы дело было рассмотрено и опротестовано, следует лучше обращаться к опытным юристам, которые смогут доказать неправомочность обвинений и требований, изложенных в акте и предписаниях.

share and comment

Прочитано 3323 раз

Оставить комментарий

Убедитесь, что Вы ввели всю требуемую информацию, в поля, помеченные звёздочкой (*). HTML код не допустим.