Четверг, 03 апреля 2014 17:13

Безопасная транспортировка горючих и взрывоопасных веществ, жидкостей и газов

Автор
Оцените материал
(11 голосов)

Для перевозки легковозгораемых и взрывоопасных веществ необходима специальная оснащённая техника, обученный персонал, придерживающийся требований транспортирования (скорость движения, закрепление, особенности температурного режима) и безопасная тара для перевозки.

 Особенности автомобильной перевозки

Опасный груз согласно классификации ГОСТ 19433 – 88 включает взрывчатые материалы, газы в различном состоянии, твёрдые и самовоспламеняющиеся горючие вещества, окислители и пероксиды. При объёме тары перевозимых опасных веществ более 1000 л, обязательно наличие специального разрешения и свидетельства ГИБДД, бланка маршрута с разрешающей отметкой, указанием срока действия и количества партий. Груз сопровождает представитель, знающий его свойства, соответствующей подготовки.

Маршрут по перевозке опасных грузов не должен проходить возле крупных промпредприятий, культурных объектов и зон отдыха, образовательных и лечебных учреждений, крупные населённые пункты. ТС, постоянно транспортирующие опасные грузы, снабжают соответствующими знаками, надписями и специальной окраской.

Ёмкости со сжатыми газами закрепляют в автомобилях на специальных стеллажах, отделанных войлоком. На баллонах предусматривают предохранительные клапаны. В летний период требуется дополнительная защита от солнечных лучей. Бензин и прочие ГСМ перевозят исключительно в герметично закрытой металлической таре, либо в специальных прицепах.

На складах перевозку баллонов с газами, горючими и легковоспламеняющимися веществами в ТС или из них осуществляют двухколёсными тележками либо носилками. Поднятие на высоту ёмкостей разрешается в контейнерах. Размещая бочки с ЛВЖ и ГЖ, соблюдают осторожность, избегая ударов и сотрясений, устанавливая их строго вертикально с крышками, размещёнными в верхней части. При транспортировке ГЖ в стеклянной и керамической таре используют специальные носилки, оснащённые бортами, или тележки.

При перевозке ЛВЖ и ГЖ технику оснащают искрогасителями и средствами пожаротушения. Баллоны со сжиженными газами перемещают, не касаясь вентиля руками и тканью, испачканной жирами, маслами. Разгрузку делают без падения баллонов и колпаков, исключения возможности ударов.

Погрузочно-разгрузочные работы выполняют, исключая толчки, удары, повышенное давление, без использования искрящего оборудования, на ТС, двигатель которого выключен, в отсутствии водителя и посторонних лиц. Механизмы для грузозахвата не должны повреждать тару, допускать падение груза. Тару с опасными грузами перемещают по настилам и трапам. Бутыли размещают в барабанах, обрешётках, ящиках, заполненных специальным ареактивным материалом, их перемещение осуществляют в тележках или корзинах с укреплёнными ручками.

Движение ТС должно обеспечивать безопасные условия перевозки, поэтому водители соблюдают соответствующую скорость, дистанцию, прекращая движение при опасных метеорологических условиях. В некоторых случаях с колонной ТС, перевозящих опасный груз, следуют автомобили ГАИ или сопровождения. Если колонна состоит из более, чем 5 ТС, обязательно присутствие пустого резервного автомобиля.

Бочки с взрывчатыми веществами перевозят в горизонтальном положении, ориентируя их продольно в ТС, согласно требований ГОСТ 19747 – 74. Жидкие нитроэфиры в зимний период перевозят на ТС с утеплёнными кузовами. Ящики с порохом и снарядами размещают с дистанцией 0,5 м между ними и плотно укрепляют. Нельзя везти взрывчатые вещества на расстоянии менее 0,3 км от пожара или 80 м от нефтяных «факелов». При транспортировке на пароме ТС с опасными грузами не должно быть другой автотехники.

Транспортирование трубопроводами

Транспортировка через трубопроводы, изготовленные из стекла, пластмассы и керамики, разрешается при наличии теоретико-практического обоснования. Трубопроводы оборудуют газонепроницаемыми задвижками и диафрагмами, выполненными из несгораемых материалов (их расположение указывают на схеме разводки). Во время транспортировки замерзающих горючих жидкостей проводят дополнительный обогрев системы, проверяют теплоизоляцию. В местах возможного застоя жидкостей и газов устанавливают газоанализаторы для определения критического уровня их концентрации.

Для транспортировки методом передавливания, легковоспламеняющиеся и горючие жидкости температурой свыше 20 С, применяют инертный газ либо сжатый воздух (если температура вспышки превышает 45 С). Растительные масла и животные жиры транспортируют подобным образом, если они нагреты до уровня 70 С и меньше. При перекачке насосами жидкостей данных классов обеспечивают постоянную работу систем приточно-вытяжной вентиляции. Контроль состава воздушной среды позволяет осуществлять оперативный мониторинг концентрации газов и ЛВЖ.

Ацетиленовые трубопроводы монтируют оптимального сечения согласно регламенту, скорость движения газа должна соответствовать нормам во избежание детонации. При необходимости использования большего количества ацетилена, производят монтаж дополнительных ветвей, без увеличения нагрузки на существующие. На ацетиленовых трубопроводах устанавливают огнепреградители и защитные разрывные мембраны, регулярно их чистят от отложений, контролируют состояние теплоизоляции и немедленно очищают от горючих жидкостей.

Горючие твёрдые вещества транспортируют пневматическими и самотечными трубами, транспортёрами, аспирационными линиями, оборудованными автоматическими заслонками, нориями и прочими пневмотранспортными устройствами. При возгорании в них немедленно отключают системы аспирации и вентиляции. Для предупреждения возгорания и аварий устанавливают систему автоблокировки электродвигателей при остановке подачи воздуха, во избежание накопления и возгорания пыли. Буксование ленты недопустимо, транспортёр немедленно останавливают.

Железнодорожная перевозка

Сливо-наливные системы и пути транспортировки горючих жидкостей в обязательном порядке подлежат заземлению, на них предусматривают возможность стока жидкостей. На всех площадках устраивают ровную твёрдую поверхность. Места расположения устройств слива-налива не должны находиться на пути движения тепло- и электровозов. Все сортировочные операции с цистернами осуществляются вне этих пунктов.

При подаче к месту слива – налива цистерн паровозами предусматривают прикрытие из одного четырёхосного или двух двухосных вагонов (платформ). Машинистам запрещается открывать топку и форсировать её, пользоваться различными видами открытого огня и сифонить. Если транспортировка осуществляется тепловозами, прикрытие не нужно.

Цистерны подаются плавно, торможение осуществляют деревянными подкладками или материалами, которые не искрят. Все металлические изделия для сдвига и подкатки не применяют. Во время слива – налива на эстакаде не проводят маневровые действия, не подают на её свободный путь другие цистерны. Перед сливом – наливом проверяют исправность всех устройств, заземляющих систем, вентилей, задвижек, герметичность шлангов и труб, цистерн. Запрещено использовать шланги и оборудование из металла при сливе – наливе жидкостей с температурой вспышки пара 45 С и меньше.

Налив осуществляется при опущенном до дна цистерны наконечнике. Если установлена неисправность нижнего сливного устройства, выкачка осуществляется через верхнее, путём откачки. При наливе применяют ограничители уровня жидкости. Во время грозы сливо-наливные работы не выполняют. На сливо-наливном оборудовании устанавливают первичные средства или стационарные системы пожаротушения.

Выполнение всех вышеуказанных условий является обязательным на всей территории РФ, за исключением технических допусков на промышленных объектах при соответствующем согласовании.

share and comment

Прочитано 6000 раз

Оставить комментарий

Убедитесь, что Вы ввели всю требуемую информацию, в поля, помеченные звёздочкой (*). HTML код не допустим.