Четверг, 25 июля 2013 16:32

Экономические и практические аспекты авиа-тушения пожаров

Автор
Оцените материал
(15 голосов)

Одним из ценнейших сырьевых ресурсов нашей страны являются леса. Огромные части территории, покрытые массивами хвойных и лиственничных пород деревьев, в условиях экстремальной жары или под воздействием климатических факторов, часто подвергаются риску воспламенения. Поэтому для охраны лесов более 80 лет тому назад была создана авиапожарная служба «Авиалесоохрана». В настоящее время парк самолетов и количество профессионалов в ней значительно уменьшилось, а инновационные разработки внедряются не так эффективно. Причиной этого служат экономические предпосылки. Так как наиболее эффективно использовать авиацию для тушения пожара?

 Этапы современного совершенствования пожарной авиации

Il-76pС 1990 по 1997 гг. специалистами авиастроения и пожарной службы проводилась оценка и испытание наиболее мощной и инновационной модели Ил-76П, оснащенной выливным прибором ВАП-1, который вмещал 32 т. Хотя машина превосходила зарубежные аналоги, выяснилось экономическое несоответствие параметров самолета, который нельзя было использовать на территориях, не имеющих достаточно длинной взлетной полосы. Кроме этого, для точной работы требовался дополнительный лёгкий самолет-наводчик, который бы координировал действия экипажа Ил-76П и выполнял функцию наведения. Ещё одним нюансом явилась техническая неготовность аэродромных служб к быстрой заправке самолёта: полный цикл между сливами составлял минимально 3 часа. Еще одним недостатком стало создание широкой и прямой полосы полива при тушении пожара. Вследствие этого увеличивались затраты огнетушащих веществ, ввиду неровной формы кромки пожара. Полёт Ил-76П на сверхнизкой высоте создавал опасность раздувания пожара.

be-12pОтлично зарекомендовали себя пожарные самолеты-амфибии. Так, модель амфибии Бе-12П, несущая до 6 т жидкости для тушения пожаров, прекрасно показала себя в тех случаях, когда от места тушения пожара до мест забора воды было не более 100 км. Поэтому новая амфибия Бе-200 специально разрабатывалась под конкретно определенные зоны с учётом оптимального размещения водоемов.

Бе-200Прекрасные результаты были получены при одновременной апробации работы двух самолетов Ан-26П в условиях Красноярского края, Иркутской и Магаданской областей. Каждый из самолетов мог нести 4 тонны воды и выполнять одновременно десантирование пожарных. An-32PК сожалению, разработанная модель танкера Ан-32П, которая была создана в 1993 г. в Украине, на АНТК им. Антонова, с участием специалистов «Авиалесоохраны», стала невозможной ввиду разрыва дружеских связей между странами. Но именно эта модель должна была стать основой парка службы, поскольку сохранялась возможность десантирования пожарных, а самолет мог выполнять одновременный или последовательный слив огнегасящей жидкости из 4 баков, каждый из которых вмещал 8 т.

An-2pСейчас значительное количество машин в «Авиалесоохране» занимают модели танкеров Ан-2П с ВСУ, рассчитанной на 1,2 т огнегасящей жидкости. Минимальная скорость, точное локальное воздействие обеспечивают высокую эффективность работы экипажа на этом самолете. Дополнительными преимуществами являются неприхотливость к условиям посадки и взлета, отсутствие необходимости привязки к стационарному аэродрому.

Преимущества и недостатки авиации при локализации огня в лесных массивах

Авиатушение огня в лесах имеет немало преимуществ, в числе которых:

  1. оперативная доставка огнетушащих средств к месту пожара, в том числе и труднодоступные для людей зоны;
  2. отсутствие опасности для людей ввиду удаленности действия на огонь;
  3. эффективность прямого воздействия на локализованные участки огня.

Оптимальным является комплексное использование самолетов при условии согласования действий с пожарной наземной бригадой. Неэффективным оказывается авиатушение, если кромка пожара достигает значительных величин (к примеру, 100 км и больше). В таком случае применяют метод окапывания кромки огня, а не заливания. Поэтому использование авиатушения нельзя рассматривать как единственное средство в борьбе с огнем.

Планирование работы авиаотрядов для тушения пожара следует осуществлять, руководствуясь непосредственными указаниями руководителя тушения пожара и летчиков-наблюдателей. При произведении слива обязательная связь с наземной командой, чтобы предупредить возможность нанесения травм лесным пожарным, ведь тонны воды, упавшие на массивные сухие ветки, могут причинить прямой физический вред людям из боевых расчётов.

Mi-8ka-32А1Эффективность использования авиации при тушении пожаров в высокополнотных лесах резко снижается, так как часть сливаемой жидкости задерживается в кроне деревьев. Кроме этого, часть жидкости улетучивается или подвергается испарению, перейдя в тонкодисперсную фазу. Поэтому в воду добавляют специальные добавки – загустители, ретарданты, смачиватели, которые увеличивают до 4 раз эффективность тушения огня. В настоящее время, по мнению специалистов, наибольшие перспективы имеют манёвренные и технологически гибкие воздушные суда типа Ан-2П, Ми-8, Ка-32А1, Ан-32П и другие.

Ошибки при использовании пожарной авиатехники

Задачей самолетов в сложной технологии тушения пожаров в лесах является обеспечение заливания водой или огнетушащими смесями именно кромки пожаров, которая находится на значительном удалении от участка действия работы наземных бригад. Эти действия должны быть согласованы с руководителем тушения пожара. Но, как показала практика последних годов, часто именно чиновники, занимающие высокие места, отдают волевой приказ и отправляют самолеты в места возгораний без оперативного согласования с руководителем.

Бывали случаи, когда тушение с воздуха производилось без связи с наземной командой, а то иной раз летчики упорно выполняли сливы не в кромку пожара, а в центральную часть очага горения. И это вопреки тому, что в задачи авиаотряда входит тушение пожара именно по кромке фронта возгорания, чтобы не дать возможность достигнуть огню незатронутых участков леса. Несогласованные действия авиаотряда (в частности, отправка на место пожара) были причиной того, что мощные самолеты-танкеры прилетали в те места, где пожары были уже локализованы. Таким образом, получался неоправданный расход средств.

Результаты реформирования

К сожалению, децентрализация государственной системы защиты от лесных пожаров привела к уменьшению в два раза количества ведомственной авиации, уменьшению количества профессиональных кадров, которые несли лесопожарную службу. Поэтому пожары, которыми был богат 2010 год, привели к тому, что массовые действия всех авиаотрядов (МЧС, погранслужбы, Минобороны и других) стали причиной множества ошибок при тушении. Порой были даже такие ситуации, когда авиаотряд тушил зону отжига. Отсутствие лесопирологической подготовки у множества экипажей (которые по роду деятельности обычно выполняли другие функциональные задачи) и стало причиной непонимания тактики ведения работ наземными бригадами пожарных.

Авиатушение, несомненно, является важной частью выполняемых работ при ликвидации очагов загорания, но только высококвалифицированные специалисты при наличии достаточного количества современных пожарных воздушных судов смогут эффективно выполнять свои действия, дополняя работу наземных бригад.

share and comment

Прочитано 6008 раз

Оставить комментарий

Убедитесь, что Вы ввели всю требуемую информацию, в поля, помеченные звёздочкой (*). HTML код не допустим.