Понедельник, 19 мая 2014 07:12

Типы и характеристика систем пожаротушения на судах

Автор
Оцените материал
(9 голосов)

Противопожарные судовые системы представлены многочисленными разрядами обслуживающих механизмов, цистерн, систем управления и контроля над нами. В их число входят углекислотные, порошковые, пенные системы пожаротушения, а также дренчерная, спринклерная, водяная установки и стационарные устройства ликвидации огня.

Особенности стационарных водопожарных систем

Одновременно с постройкой судна выполняют монтаж стационарных систем, которые бывают двух типов – кольцевые и линейные. При их помощи осуществляется быстрая транспортировка огнетушащих веществ к месту возгорания, локализация и тушение огня.

Водяную систему монтируют независимо от других, она является основной. Состоит система из основной и ответвленной магистралей, различающихся по диаметру (до 150 и 64 мм соответственно), оснащённых спускными кранами. Суммарная производительность насосов должна быть на уровне 140 – 180 тонн в час. Их располагают ниже ватерлинии, возле насосов монтируют кингстоны.

Диаметр трубопроводов на водопожарной системе обязательно должен обеспечивать напор воды 350 кПа у наиболее дальних или высоко размещённых кранов у грузовых кораблей и 520 кПа на танкерах. Для защиты от замерзания открытие участки магистрали обеспечивают спускным и отсечным клапанами. Линейная схема отличается наличием одной магистрали, от которой отходят вертикальные и горизонтальные трубы. На танкерах её прокладывают диаметрально. Кольцевая система представляет собой соединённые параллельные магистрали, образующие кольцо. При повреждении участка магистрали его отключают, но система продолжает работать в прежнем режиме. Во внутренних помещениях краны устанавливают на дистанции 20 м между ними, на палубе дистанция может составлять 40 м. Длина пожарных рукавов соответственно колеблется от 10 – 15 до 15 – 20 м.

Жилые помещения на суднах, паромах защищают от огня при помощи спринклерных систем. В их функциональные особенности входит локализация огня и снижение температуры при пожаре. Спринклеры (клапаны с плавкими вставками) открываются при повышении температуры свыше 60 С, и начинается разбрызгивание воды в помещении. Спринклерная система монтируется из нескольких устройств – пневмогидравлической цистерны, трубопровода и спринклеров, сигнально-контрольного устройства. Минимальная мощность спринклеров составляет 5 л на 1 кв. м. каюты или другого помещения. Их обычно монтируют в верхней части кают и жилых помещений. Параллельно со срабатыванием спринклерной системы включается сигнализация, информирующая экипаж о месте возгорания.

Дренчерными системами пожаротушения оснащают танкеры, газовозы, суда, на которые осуществляется погрузка горизонтальным способом. Основное отличие от спринлерной системы – при включении дренчерной запускается насос, который подает воду из-за борта в магистраль и потом – непосредственно к распылителям. Установка выполняет охлаждение металлических частей и палубы суден.

Кроме этого, системы судового пожаротушения могут работать по принципу образования водяных завес и водного орошения. Распылители системы водораспыления монтируют в области подволока помещения, подключая их питание к независимому насосу с автоматическим срабатыванием или водопожарной магистрали. Водяную завесу формируют при помощи щелевых распылителей, присоединённых к пожарной магистрали. Их применяют в случаях, когда невозможен монтаж огнестойких конструкций на судне. Водяное орошение устраивают на выходах из машинных отсеков.

Альтернативные и дополнительные типы установок пожаротушения

Для защиты от огня машинных и насосных отделений всех судов (особенно танкеров) оборудуют установки и системы пенного пожаротушения. Порошковые системы обязательны к применению на судах, перевозящих сжиженные наливные газы. При значительных величинах кораблей монтируют несколько установок, каждая из которых защищает определенный участок. Образование пены осуществляется при помощи смесителя, где смешивается пенообразователь с водой. Пена подается через эжектор в место возгорания. На морских судах и нефтеналивных танкерах используют пену низкой кратности (1: 10), на сухогрузах и рефрижераторах – средней (1:50 – 1:150), в машинных отсеках и грузовых помещениях с применением горизонтального способа погрузки – высокой (1: 1000). Толщина пены составляет 15 – 20 см (соответственно для мазута и нефти, бензина и керосина), её расход – 150 л на 1 м3 (15 л воды и 0,75 л пеноообразователя).

Действующим веществом в системах порошкового пожаротушения являются поташ, квасцы, углекислая сода и т. д., которые распыляются при помощи азота или инертного газа. Системы состоят из станций, в которых монтируют резервуары с порошком, к которым присоединяют газовые баллоны. Данный тип устанавливают в местах с электрооборудованием, малярных отсеках, на газо- и химовозах и судах, осуществляющих перевозку опасных грузов.

Если вероятность пожара высока, суда оборудуют системами углекислотного тушения, устанавливая их в машинных и грузовых отделениях. Данная система запускается в крайнем случае, если принятые меры не локализовали огонь. Газ через магистраль транспортируется в жидком состоянии, при выходе расширяется и становится обычным газом с повышенной плотностью. Углекислотные станции состоят из баллонов, наполненных сжиженным газом, коллектора, трубопроводов с клапанами и соплами.

Помимо тушения углекислотным газом, возможно использование альтернативных средств. К ним относятся химические агенты – инертные газы, жидкости с высокой степенью испарения. Инертные газы (или дымовые, идущие от котлов) поступают в скуббер, где происходит их очистка и охлаждение. Данный тип пожаротушения используют на сухогрузах, рефрижераторах, наливных танкерах. Легкоиспаряющиеся жидкости в системах тушения представлены галоидированными углеводородами, смесями хладона и бромистого этила, которые сохраняют в резервуарах с антикоррозионным покрытием, а подают сжатым воздухом к распылителям в помещение, где есть очаг возгорания.

Размещение и комплектация судов системами и установками пожаротушения

Станции пожаротушения размещают на открытых палубах, к ним должен быть дополнительный вход с внешней палубы. Грузовые сухогрузы оборудуют системами водного и пенного тушения, используя их поочередно. Паротушение возможно в трюмах, при подведении системы от котельной установки (иногда с использованием пароэжекторов). Судна оснащают береговыми соединениями водопожарной магистрали, в том числе переносными или обязательно стационарными, при осуществлении международных рейсов.

На пожарных постах размещают пусковые устройства систем, указатели пожарной сигнализации и противопожарное оборудование. Аварийно-пожарные посты есть двух типов – местные, где хранят определённое оборудование, и общесудовые, где находятся многофункциональные виды устройств пожаротушения. Если длина судна составляет более 45 м, аварийно-противопожарное оборудование хранят на нескольких постах, размещенных выше переборки, при длине меньше 31 м возможно использование одного совмещённого поста.

В зависимости от возникновения различных типов возможного пожара (возгорание твёрдых веществ, пожары классов B, C) используют соответственно воду, пену или порошковый огнетушитель, углекислотную и хладоновую системы. Для ликвидации пожаров класса D стационарные системы не задействуют. Помимо стационарных систем пожаротушения используют передвижные установки – механизированные насосы, переносные мотопомпы, другие приборы, которые монтируют на транспортных средствах.

Правильное использование и квалифицированная комплектация судов противопожарными системами надёжно защищает экипаж и груз кораблей от возможного возгорания. Поэтому для защиты корабля от огня необходимо комплексно использовать основной и альтернативный типы систем пожаротушения.

share and comment

Прочитано 11931 раз
Другие материалы в этой категории: « Установки пожаротушения тонкораспыленной водой

Оставить комментарий

Убедитесь, что Вы ввели всю требуемую информацию, в поля, помеченные звёздочкой (*). HTML код не допустим.