Среда, 11 сентября 2013 06:06

Пожарные поезда

Автор
Оцените материал
(14 голосов)

В условиях возникновения пожаров, стихийных бедствий, техногенных и прочих катастроф, на железной дороге или на территориях, к которым примыкают ветки железнодорожного транспортного сообщения, для ликвидации последствий и оказания помощи пострадавшим используется пожарный поезд.

 

Общая характеристика пожарных поездов

Пожарный поезд окрашивается в красный цвет, поверх которого размещены белые полосы. Ввиду различных задач пожарные поезда разделяются на несколько категорий. Универсальные пожарные поезда отличаются тем, что в их состав включены пассажирские вагоны, где размещен боевой расчёт, оборудование и инвентарь, насосные установки и средства для тушения пожара, две цистерны объемом 60 т, грузовой вагон, где размещён пожарный автомобиль и запас пенообразователя.

В поезде первой категории имеется только один пассажирский вагон аналогичного назначения, на платформах размещены насосные установки, противопожарный инвентарь и средства для тушения пожара, передвижная электростанция, две цистерны с водой и вагон-гараж. Наиболее простую конструкцию имеет поезд второй категории, укомплектованный пассажирским вагоном и цистернами.

Правила отправки поезда к месту чрезвычайного происшествия

Вызов пожарного поезда осуществляется машинистом локомотива, который потерпел аварию, путевыми работниками, дежурными по вокзалу, начальствующим составом военизированных формирований и хозяйственных структур. После получения сообщения в срок не более 10 минут производится отправление пожарного поезда. Команду подаёт диспетчер, после того, как начальник поезда или караула сообщит о готовности поезда к отправлению.

Пожарный поезд можно вызвать только через поездного диспетчера или дежурного по станции, которые совместно определяют, какие поезда необходимо выслать к месту чрезвычайного происшествия. В пожарном поезде не предусмотрен для использования стационарный локомотив. После получения вызова к пожарному составу начальник дистанции присылает любой свободный локомотив, который есть сейчас в наличии. За своевременную выдачу локомотива (в течение 10 минут) ответственность несут локомотивный диспетчер и дежурный локомотивного депо.

При использовании пожарного поезда на электрифицированных станциях пожарный поезд комплектуется тепловозом или паровозом. Если же в качестве локомотива используют электровоз, то к прибытию пожарного поезда на конечный пункт дежурный по железной дороге обязан подготовить тепловоз или паровоз и заменить им электровоз. Если на станции отсутствует свободный локомотив, в таком случае используют любой локомотив, который снимают с свободного поезда. Пожарный поезд запрещается отцеплять от локомотива до постановки его на место постоянной дислокации.

При движении к месту пожара поезд движется с максимально возможной скоростью, имея преимущество перед другими составами, движущимися в данном направлении. Помимо чрезвычайных ситуаций техногенного и естественного характера, пожарный поезд отправляют к месту аварии или схода вагонов, которые перевозят опасные грузы, для обеспечения пожарной безопасности в процессе подъема состава. При сообщениях с места пожара используются все возможные средства связи, при этом они пользуются приоритетом, включая служебные телеграммы, телефонные переговоры и другая железнодорожная связь.

Руководит перемещениями поезда после отправления с постоянного места только начальник поезда или караула. Стоимость отправки поезда оплачивает вызвавшая сторона. В связи с возникновением возможных чрезвычайных ситуаций, пожарный поезд категорически запрещается использовать в других хозяйственных работах, где нет опасности жизни людей и повреждению имущества, оборудования и т. д.

Оборудование пожарных поездов и бригады боевого расчёта

Оснащение поезда осуществляется пожарно-техническим вооружением, инструментами, средствами для связи и сигнализации, оборудованием для собственной защиты и прочим инвентарём, который необходим при работе боевого расчёта газодымовой службы. В некоторых пожарных поездах эффективно используют транспортную систему комбинированного пожаротушения (ТСКП), которую прицепляют к составу. ТСКП способствует более быстрому и эффективному тушению пожара.

Оборудование для пожарных поездов, такое, как мотопомпы, пожарные рукава, электростанции и другое приобретают подразделения военизированной охраны железной дороги или непосредственно Министерства транспортного сообщения. В пожарном поезде должны быть обязательно не менее двух постоянных и одной мобильной мотопомп, 1,5 км пожарных рукавов, 150 м3 воды и 5 – 10 т пенообразователя. Маршрут движения пожарного поезда должен включать места для заправки цистерн водой.

В пожарном поезде при наличии аппаратов со сжатым воздухом дополнительно производится комплектация компрессором для заправки баллонов. Аппараты сжатого воздуха позволяют оперативно проводить зарядку баллонов и продолжать газодымозащитникам осуществлять тушение пожаров даже в непригодных для дыхания условиях.

Аптечки всегда должны быть укомплектованы необходимыми средствами, из них одна должна быть неприкосновенной и использоваться только в условиях крайней необходимости. В питьевой бачок ежедневно наливают кипяченую воду. Для караула пожарных поездов, работающих в зоне Севера и холодных регионах, должны быть в наличии полушубки, валенки, резерв тёплой одежды для начальствующего состава военизированной охраны.

Структура боевого расчёта пожарного поезда аналогична пожарной службе. Смена расчёта осуществляется четыре раза в сутки, при этом в карауле обычно находится 6 – 8 человек. При выезде на тушение караул в случае необходимости пополняется личным составом военизированной охраны станции, свободными от дежурства работниками пожарного поезда, которые проживают вблизи места стоянки, а также членами из добровольных пожарных дружин, которые прошли соответствующую подготовку.

В число боевого расчёта пожарного поезда входят работники военизированной охраны МПС России согласно типовым штатным нормативам. Звенья газодымозащитников обычно состоят из 3 – 5 человек и входят в состав караулов. Их действия на пожарном поезде определяют Типовым наставлением ГДЗС военизированных подразделений МПС. Ответственность за боевую готовность поезда несёт начальник поезда или стрелково-пожарной команды, начальник дежурного караула, а за техническое оснащение – начальник отряда или подразделения военизированной охраны.

Место дислокации поезда

Станция, на которой обычно располагается пожарный поезд, определяется временем прибытия до конечной границы участка железной дороги, который не должен превышать 1,5 часа (в радиусе до 100 км). Обычно это крупная станция различного назначения (сортировочная, грузовая, пассажирская и т. д.). Стоянка поезда закладывается изначально в проекте станции, а в случае нахождения на уже работающей – определяется комиссией. Обычно пожарный поезд расположен на путях, которые имеют двустороннее направление движения, возле наиболее опасных в пожарном отношении объектов на станции. Если поезд входит в состав стрелково-пожарной команды, стоянка должна быть не более 0,5 км от места дислокации подразделения.

На стоянке должны быть бытовые помещения – хранилища горюче-смазочных материалов и топлива, тренировочная камера для звеньев газодымовой службы, мастерская, где производятся ремонт и техническое обслуживание пожарного оборудования. Максимально близко к поезду должен располагаться пожарный гидрант, телефонная и электрическая линии. Все системы пожарного водоснабжения являются собственностью подразделения железнодорожного транспорта. Стоянку пожарного поезда запрещено занимать другим составам.

Инновации в работе!

Последней новинкой науки и техники является пожарный поезд, который разработали ученые РАН. В настоящее время один из таких поездов успешно работает на Северо-Кавказской дороге в г. Адлер (всего их функционирует свыше 305 единиц). Так, насосные станции быстро и оперативно выполняют тушение огня в различных условиях. Один из вагонов поезда занимает водяная насосная станция, имеется платформа с оборудованием и цистерна с водой.

Основной задачей поезда является тушение огня в тоннелях. Это возможно благодаря установке пожарного модуля в виде контейнера, робота Luf-60, способного перемещаться в тоннелях, как на рельсах, так и с гусеничным ходом и установки «Пурга» для пенного тушения огня. Особенностью Luf-60 является распыление воды в виде мельчайших раздробленных частиц, которые вытесняют дым (затем входит в работу мощная вентиляторная система, прогоняющая остатки дыма). После этого боевой расчет может входить в зону пожара.

Модернизация вагонов позволила провести установку всего необходимого для тушения пожара оборудования, включая аварийное и спасательное, огнетушащие средства, навигационные приборы и устройства для связи. Водная цистерна переоборудована из трехметровой нефтяной. На нее установлены датчики температуры, указатель уровня воды, мощный прожектор. Поезд-новинка имеет 7 дыхательных аппаратов, устройство для их диагностики, 5 т пенообразователя, лафетные стволы и электростанция, дающая 10 кВт, увеличенное количество рукавов и одежда для работы в условиях химической и пожарной опасности. Он может успешно и быстро ликвидировать последствия аварий 3 – 4 классов по опасности.

Невозможно недооценить необходимость такого транспортного средства, обладающего мощью и оснащённого всевозможным оборудованием. Пожарный поезд, отправленный в нужное место, способен не только спасти жизни людей, но и свести до минимума материальный ущерб, причиненный пожаром или катастрофой.

share and comment

Прочитано 14745 раз

Оставить комментарий

Убедитесь, что Вы ввели всю требуемую информацию, в поля, помеченные звёздочкой (*). HTML код не допустим.